Забытый маринист

Л. И. Амирханов

Художник маринист Ф. Ф. Клименко.

Художник Клименко Филипп Филиппович родился в 1862 году на юге России, учился в Одесской рисовальной школе. Эта школа была основана 30 мая 1863 года Одесским обществом изящных искусств, первым Президентом которого был сам Светлейший князь С. М. Воронцов (1782–1856), а вице-президентом архитектор Ф. О. Моранди (1811–1894).

30 декабря 1899 года был утвержден штат, согласно которому Школа была переименована в «Художественное училище Общества изящных искусств в Одессе».

Славу Одесской школе принес наиболее известный ее ученик – Кириак Константинович Костанди (1852–1921). Грек по национальности он четыре года отучился в Одессе, затем окончил Академию Художеств, был членом Товарищества передвижных выставок. Костанди долгое время преподавал в рисовальной школе и Филипп Клименко, а также И. И. Бродский (1884–1939) и М. Б. Греков (1882–1934) были его учениками. Позднее Филипп Филиппович и сам преподавал в Одесской рисовальной школе. Среди его учеников был Алексей Новаковский, которого причисляют к представителям так называемого украинского барокко. Он учился у Клименко в 1888–1892 годах.

Ф. Ф. Клименко участвовал во Второй выставке Товарищества Южнорусских художников в 1891 году, где показал пейзаж «Малый Фонтан», а также в весенней выставке 1902 года. Товарищество Южнорусских художников (ТЮРХ) было основано в 1890 году и имело статус независимого творческого объединения одесских художников. В числе его учредителей были К. К. Костанди и Г. А. Ладыженский (1852–1916). За 30 лет существования объединения в него входило 87 действительных членов, более 200 художников принимало участие в его выставках. Причем среди них были и известные мастера из Петербурга и Москвы.

В вышедшем недавно альбоме «Морской пейзаж» Клименко посвящено всего несколько строк. «Его многочисленные акварельные штилевые композиции со стоящими на рейде небольшими судами и неизменной умиротворенностью морской стихии всегда выполнены профессионально, отмечены уравновешенностью, нежным цветовым решением, так что дальнейшее «совершенствование» кажется просто неуместным. К тому же Клименко рисовал не только «штилевые композиции», во многих его работах есть порыв ветра, наполненные паруса и волны, которые труднее всего поддаются фиксации.

Все работы Клименко, которые имеются в моей скромной коллекции почтовых открыток, а их всего 28 посвящены Черному морю. И это не только корабли, но и скалы, и деревья. Чтобы по настоящему почувствовать морские пейзажи Клименко надо побывать в Одессе. Об этом городе и его жителях уже написано и сказано очень много. И, видимо, одной из главных причин такого отличия одесситов от жителей остальных городов является Море, именно так – с большой буквы. Лет 20 назад, приехав первый раз в Одессу, я вышел на привокзальную площадь и пошел к Морю. Я воспринимал его как живое существо. Я решил сам, без подсказки, найти его. И оно открылось так неожиданно и так трогательно, что перехватило дыхание. Вот это трогательное и нежное отношение к этому Морю, этому воздуху есть в каждой работе Клименко. И если в классических работах И. К. Айвазовского бушующая морская стихия зачастую безлична, это может быть и непредсказуемая Атлантика и вечно злой Pacifiq, то у Клименко – это легко узнаваемое Черное море. Можно сравнивать творчество Филиппа Филипповича с другими маринистами и при этом наверняка почувствуется связь с работами Л. Ф. Лагорио (1826–1905).
Конечно, можно еще порассуждать о композиции, колорите и прочих искусствоведческих тонкостях. Но я давно уже стал относиться к картине, акварели как к источнику, излучающему определенную энергию. И если она отзывается чем-то резонирующим в душе, то это и является более важным, нежели подлинная подпись общепризнанного гения. Почти все «марины» Клименко даже в виде почтовой открытки и отзываются, и резонируют.

Все открытки с «Клименко» выпущены в Петербурге и Стокгольме известным издателем Павлом Гекшером, Акционерным обществом Гранберг и, разумеется, крупнейшим издательством, выпускавшим открытки, – «Ришар». Интересно, что лишь на некоторых из них есть названия работ и лишь на трех – даты. 1911 год и 1910-й – дважды. 1911 годом датирована работа, выделяющаяся из общего ряда. Очевидно, она посвящена какому-то погибшему кораблю; над морской гладью висит белый, может быть, нимб, и чайки – души утонувших людей. На всех открытках в разной степени четкости просматривается подпись автора, но на некоторых отсутствует инициал – буква «Ф» в виде трех вертикальных черточек. Одной длинной и двух коротких. Однако сомнений в том, что это «другой» Клименко, нет никаких.

Точную дату смерти Ф. Ф. Клименко пока установить не удалось, известно лишь, что это случилось после 1917 года. Также не удалось проследить судьбу его живописного наследия. Возможно, его поглотил молох революции. Ведь если подходить к его творчеству с классовой точки зрения, то новой власти такой художник был не нужен.

В Интернете фамилия художника Клименко встречается лишь несколько раз и связана с продажей его картин. Лишь изредка на антикварных аукционах появляются его работы. Однако репродукции с его морских акварелей сохраняют память о подлинниках, и может быть первая публикация об этом талантливом, но незаслуженно забытом художнике станет толчком к более внимательному изучению его творчества. И мы сможем больше узнать о его жизни, увидеть не только так знакомые по почтовым открыткам «штилевые композиции», но и другие работы Филиппа Филипповича Клименко.

Антикварный салон «Янус» — yanusantik.ru

Комментарии запрещены.

разработка °DAT20° продвижение
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Интернет-статистика top.dp.ru